Могла ли история пойти другим путем?

 

По материалам книги «Собор святых в земле Пермской просиявших» подготовил в газету публикацию о репрессированных усольских священниках. Многие из них были расстреляны, утоплены, замучены красноармейцами, репрессированы органами ВЧК.  Этому нет оправдания. Но обратил внимание на очень важные обстоятельства, предшествующие террору в отношении священников.

После опубликования декрета об отделении Церкви от государства в Перми стали описывать церковное имущество, закрывать духовные учебные заведения. Но пермский  архиепископ Андроник с кафедры начал обличать  Советскую власть, как власть безбожников, бесстыдно обманывающих народ.  В ответ начались аресты священников. Владыка запретил священнослужителям совершать богослужения кроме напутствия умирающих и  крещения младенцев «пока не прекратятся аресты священников».  В церквях прекратили службы. Власти, как это сегодня ни парадоксально звучит,  были недовольны тем, что священники перестали служить.

Перед арестом и расстрелом священник  Спасо-Преображенской Церкви села Усолье Михаил Накаряков на допросе заявил:

—  Я давал клятву перед крестом  при рукоположении – подчиняться своему архиерею. И пока он не отдаст распоряжения – я служить не буду. Отпустите владыку – тогда  буду совершать требы.

По свидетельству члена ЧК И. Гонцова, священнослужителя Петропавловской Таманской церкви Николая Онянова расстреляли за сокрытие серебряных денег и вещей.

Фактически Церковь  предъявила ультиматум новой власти.  Власть посчитала, что против нее началась борьба и ответила репрессиями: за отказ передавать церковные драгоценности, проводить службы были расстреляны многие священники. Началось массовое истребление священнослужителей как класса, встроенного в старую государственную машину.

По моему мнению, Церковь не должна быть частью государственной машины. Ее функция —  утешать и защищать народ перед властью, которая не всегда соответствует ожиданиям народа. Екатерина Великая в фильме «Екатерина. Взлет» говорит владыке: «Защищайте свой народ от произвола дворян, и не лезьте в дела государства». Став частью государственного механизма, Церковь стала стремиться к власти и обогащению. Народ начинает ассоциировать ее с  властью и всеми  присущими власти качествами: неправым судом, социальной несправедливостью.  Возможно, поэтому народ такого православного государства как Российская империя,   чаще всего оставался  безучастен к закрытию храмов, репрессиям батюшек.

А были бы репрессии в отношении священников, если бы Церковь не препятствовала выполнению Декрета об отделении Церкви от государства? Ведь в европейских странах, например, во Франции  распоряженияоб отделении Церкви от государства революционная новая власть тоже издавала и  не имела в ответ ожесточенного сопротивления Церкви? И зачем Церковь не смирилась с новым порядком, а оказывала сопротивление новым властям, ведь в Святом Писании  апостолом Павлом прямо и недвусмысленно сказано: «Нет власти не от Бога». Следовательно, новаяСоветская  власть была от Бога. Сопротивляться ей – противиться  воле Божьей. Не спровоцировала ли сама Церковьнеприятием  новой власти  гонения и репрессии на себя?

Возможно, это упрощенный взгляд на нашу историю и мне ответят, что репрессии  с расстрелами все равно были бы. Но я  думаю,  прояви иерархи мудрость и смирение, как первые христиане, и история могла бы пойти и другим путем…

Владимир ПОТЕХИН

 

Читайте также: