От пресыщения возникают лень и нечистые мечтания

Где  протекает граница между страстью чревоугодия и естественной потребностью питания?

Многие считают, что грехи чревоугодия связаны лишь с деятельностью желудочно-кишечного тракта. Это не совсем так, хотя чаще всего страсть чревоугодия связана с приемом пищи. Ко грехам чревоугодия относится всякое излишнее попечение о своем теле.

Да, христианин не должен пренебрежительно относится к своему телу, он должен его содержать в чистоте и целомудрии, ибо тела наши, по слову апостола Павла «суть храм живущего в нас Святаго Духа» (1 Кор. VI:19), «Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее» (Еф. V:29). Забота о наших телах заложена в нас свыше, нам естественно питать, греть, омывать наши тела, да и Сам Господь проявляет заботу о наших телесных потребностях, подавая нам и пищу, и одежду, и кров, зная, что мы постоянно в этом нуждаемся

Бывает, чревоугодие выражается в многоядении или обжорстве, когда человек ест и пьет не для того, чтобы насытиться, но делает чрево своим богом, которому и служит до полного изнеможения. Вот почему эта страсть еще называется чревонеистовство. Будучи уже наполненным, чрево (желудок) такого человека как будто вопиет: «Мало! Алчу!»

А бывает чревоугодие и очень утонченной разновидности и проявляется оно в лакомстве или, как его называют святые отцы – гортанобесии, когда еда воспринимается как источник в бесконечном своем разнообразии вкусовых ощущений.

Обычно чревоугодие стоит первым в перечислении семи смертных страстей, именно от него зарождаются такие страсти как блудное разжение, гнев, сребролюбие.

Так в чем же тогда заключается грех чревоугодия, если мы постоянно нуждаемся и в пище, и в чистоте, и в тепле? Где же протекает граница между страстью чревоугодия и естественной потребностью питания? Вот как размышляет над этим в своей «Исповеди» блаженный Августин:

«Ты, Боже, научил меня принимать пищу, как лекарство, но пока я перехожу от тягостного голода к благодушной сытости, тут мне как раз и поставлен капкан чревоугодия. Поддержание здоровья – вот причина, по которой мы едим и пьем, но к ней присоединяется удовольствие, опасный спутник, который всегда пытается зайти вперед, чтобы ради него делалось то, что я делаю ради здоровья. У обоих, однако, мера не одна: того, что для здоровья достаточно – наслаждению мало. Часто трудно определить, что здесь, необходимая забота о теле и помощь ему, или прислуживание обманом прихотливой чувственности? Этим и улавливается душа, ссылкой на здоровье, прикрывая службу чревоугодию».

Но столь любимое всеми чрево оказывается на самом деле лукавым, ибо от пресыщения возникает тяжесть, расслабление, омрачение в мыслях, лень, нечистые мечтания, поэтому, тот, кто невоздержен в пище, никогда не сможет обуздать похоть плоти, ибо «чем больше дров – тем сильнее пламя, а чем больше яств – тем яростнее похоть» – говорит авва Леонтий. Поэтому, у кого бог – чрево, то и слава его в сраме, а неминуемый конец – погибель.

Вспомним, дорогие братья и сестры, что в раю Адам нарушил именно заповедь о пище, вкусив запретный плод. Допустим, ты равнодушен к мясу и молоку, но страстью сгораешь по конфетам – откажись от них. И душе, и телу будет польза.

Молитва от чревоугодия

Православная молитва от чревоугодия читается такими словами:

«Господи, сладчайшее Брашно наше, никогда же гиблющее, но прибывающее в живот вечный: очисти раба Твоего от скверны чрево объядения, всего плоть сотворившегося и чуждаго Духу Твоему, и даруй ему познать сладость Твоего животворящего духовнаго брашна, еже есть Плоть и Кровь Твоя и святое, живое и действенное Слово Твое».

 

Ваши вопросы можно задавать на электронную почту газеты: gazeta.navolne@yandex.ru или мою: hamjano3f@rambler.ru.

Алексий Хамьянов,

протоиерей, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Знамение»

с. Городище Соликамского района.

 

 

 

 

Читайте также: