Виктор Гусаров: «Березники — это код моей судьбы…»

Виктор Алексеевич Гусаров родился в Березниках в 1954 году. Общий стаж работы в системе образования более 30 лет. 21 год проработал в Березниковском образовании, 11 лет руководил управлением образования города. Под руководством В.А. Гусарова образование города достигло наивысших результатов: лучшие показатели по успеваемости, победы учащихся общеобразовательных учреждений во всероссийских олимпиадах, успехи березниковских учителей на краевых и всероссийских конкурсах «Учитель года». В 1993 году Виктор Гусаров награжден нагрудным знаком «Отличник народного просвещения», а в 1997 году за успешное и результативное развитие системы образования города Березники ему присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». В этом же году был приглашен на работу в Департамент образования и науки Пермской области на должность заместителя председателя этого ведомства.
Город, который навсегда
— Виктор Алексеевич, что для Вас значат Березники?
-Это моя Родина, город детства и юности. Место, где прошло профессиональное становление. Здесь я встретил свою любовь и вместе с женой Галиной мы воспитали двух дочерей. Березники – это город моих родителей. Они его строили, благоустраивали и передали мне в наследство. Березники – это код моей судьбы. Город, который — навсегда. Где бы я не находился, и даже за тридевять земель, его образ, дух, энергетика и приобретенный в нем жизненный и профессиональный опыт питают и дают мне силы.
— Как Вы стали педагогом?
— Наверное, так сошлись звезды. С одной стороны, много умений и навыков приобрел в детстве и юности, с другой стороны встретил жену — педагога. Курсы офицеров запаса прошел в армии. Ну, и была подсказка со стороны классного руководителя, Веры Ивановны Власовой. Она подсказала, что в 26 школе свободна вакансия военрука. Вот и пошел работать в школу военруком. Все это так увлекло, что до сих пор остановиться не могу.
Условия счастья для педагога
— Вы производите впечатление довольного жизнью и карьерой человека. Поделитесь секретом, как стать счастливым?
— Если рассуждать в системе традиционных семейных ценностей, то, прежде всего, человек должен быть самодостаточным, воспитанным, образованным и умелым. Первое поможет реально мыслить, второе убережет от конфликтов, третье и четвертое поможет зарабатывать и стать независимым. Конечно же, при условии хорошего здоровья. Вышеперечисленные качества способствуют созданию семьи. А семья – это комфортная форма человеческой эволюции. Счастье же – побочная категория. Совпали пазлы – человек счастлив. Чтобы это случилось, нужно много работать над собой.
-Виктор Алексеевич, система образования, которой руководили, сильно отличается от сегодняшней?
-Отличия большие. За двадцать лет многое ушло вперед. Произошла тотальная информатизация системы образования, да и всего общества. Изменились подходы к итоговой аттестации учащихся. Внедрен ЕГЭ. Срок обучения не изменился, зато увеличился объем информации, который дети должны усвоить. Результаты школы от ЗУНов (знаний, умений и навыков) сместились в сторону компетенций. А это означает, что выпускники школы сегодня должны уметь проявлять способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности.
Как найти «золотую середину» ?
— Существует точка зрения, что среднее образование в советской школе в 80-е годы было новаторским: педагоги могли отойти от методических указаний, привнести в урок свое видение предмета. Сегодня же учителя в старших классах значительное время тратят на натаскивание учеников к сдаче ЕГЭ. Творчество педагога или исполнение методик: как найти «золотую середину»?
— Перестройка, объявленная Горбачевым, действительно дала мощный толчок и в образовании. В те годы движение учителей-новаторов приобрело общегосударственный масштаб. На первом канале транслировались встречи с Ильиным Е. И., Волковым И. П., Амоношвили Ш., Шаталовым В.Ф. и др. Наши учителя ездили к ним на семинары. На своих уроках внедряли элементы новаторских методик. Для многих педагогов это был глоток свежего воздуха, позволявший расправить крылья педагогического творчества. Приведу пример из того времени. Как-то подходит ко мне родитель и спрашивает: «Виктор Алексеевич, а что это за учитель литературы в девятой школе работает?» Спрашиваю: «Как фамилия?» Он отвечает: «Косинова Ирина Дмитриевна». И в чем проблема?» — спрашиваю я? «Она преподает литературу у моей дочери. Они всем классом решили поступать на филфак. Я отговариваю ее в пользу технического образования, а она — ни в какую, филфак и все!» Уроки Ирины Дмитриевны были как маленькие спектакли, и они производили очень сильное эмоциональное впечатление. Ее одухотворенность предметом передавалась и учащимся. Отсюда и результат. В Березниках в те годы было много сильных и талантливых учителей. Один Василий Васильевич Ефимов чего стоит. Жаль, что не имею возможности всех перечислить.
А ЕГЭ – это технология, которая до конца еще не отработана, но как у всякой системы, у нее есть плюсы и минусы. Плюс в том, что выпускники защищены при поступлении в ВУЗЫ. Поступать сегодня просто и прозрачно. На этом экономится много родительских средств и детского здоровья. Многие родители помнят, как это было раньше. Минус в том, что наблюдается недостаточность возможностей контрольно-тестовой системы для оценки знаний школьников. Поверхностная оценка знаний. Его слава и страх перед ним (экзаменом). Этим обусловлено и натаскивание учащихся. Что на счет «золотой середины», так новый министр образования в Правительстве РФ, Ольга Юрьевна Васильева, как раз пытается это сделать. Так, в прошлом году от тестовой части избавились русский язык и математика, в этом – физика и биология, и к концу 2017 года тестовая часть будет исключена из всех экзаменов. Все эти движения по изменению ЕГЭ и направлены к «золотой середине».
— Вы были жестким или мягким руководителем? Что могли простить подчиненным, что нет, за что наказывали, за что поощряли?
— По темпераменту я сангвиник, и по жизни тяготею к сбалансированному поведению. Эти качества проявляются и в работе. Приходилось быть требовательным и лояльным, старался понять и прийти к справедливому решению. Пользовался принципом: «хвали прилюдно, ругай наедине». Наказывал за грубые нарушения, затрагивающие интересы детей и учителей. За явное неисполнение служебных обязанностей. Поощрял результативность и старался стимулировать педагогическое творчество. У меня была сильная управленческая команда и спасибо ей за поддержку.
Глобализация образования
— Какое образование нас ждет в будущем?
— Я думаю, что здесь нужно уточнить, на сколько лет вперед мы желаем заглянуть: 10, 20, 30 или 50 лет? Наверное, через 10 лет образование изменится, но не будет очень сильно отличаться от сегодняшнего. Классно-урочная система сохранится. Учитель еще будет играть достаточно важную роль, но не носителя информации, а превратится в методолога по обработке и систематизации информации в направлении своего предмета. Многие дисциплины отдадут на самостоятельное изучение в Интернете. Образование будет двигаться в сторону развития у детей любознательности, воображения, творческого мышления, изобретательности, умения анализировать информацию и делать выводы. В далекой перспективе отпадет надобность изучать набор отдельных предметов, так как при доступности к глобальному информационному пространству каждый сможет загрузить в себя необходимый объем знаний для выполнения конкретной задачи.
Подготовил Владимир ПОТЕХИН

Читайте также: