Григорий Неясов: «Для меня пение, как путешествие на «машине времени»…

Григория Неясова в Березниках и Верхнекамье знают как успешного предпринимателя, основателя фирмы «Ромб», генерального арендатора кинотеатра «Мелодия», инвестировавшего в него десятки миллионов рублей. Но тот факт, что бизнесмен увлечен пением и уже выпустил более десяти дисков со своими песнями в жанре романса, православного духовного песнопения, советской эстрады, оперетты широкому кругу читателей почти не известен. Мы попросили Григория Васильевича ответить на ряд вопросов о своем увлечении.

— Григорий Васильевич, поют многие, но до дискографии доходят единицы? Как все начиналось?
— По делам бизнеса я часто езжу в Пермь. И однажды пермские друзья познакомили меня со студийными работниками. Я попробовал спеть, записать песню в студии. Получилось. Потихонечку вошел во вкус.
— Многие из нас способны напевать вполголоса любимую мелодию, спеть под нехитрые гитарные аккорды песню, но, подозреваю, для того, чтобы записать в студии песню, даже людям с музыкальным профессиональным образованием требуются многочисленные репетиции. А самое главное – нужно обладать голосом певца…
— То, что я обладаю голосом, знал и раньше. Это не явилось для меня откровением. Конечно, он не был поставлен должным образом. Мой отец, тети, бабушки неплохо пели. Музыкальное образование, к сожалению, я не получил. «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь…». Пушкин в этом прав. Во времена моей юности во дворах вечерами пели под гитары. Для подростков пение было одним из способов выделиться из толпы. Я хорошо играл и пел на гитаре. Сама природа в нас заложила тягу к самореализации через пение. Способности к интонированию есть у всех : у кого-то в большей степени, у других в меньшей.
— Что дает пение?
— Для меня пение, как путешествие на «машине времени». Часть записанных мной песен любили петь мой отец, бабушка. Когда я пою песню «Степь да степь кругом», я вспоминаю, как семья сидела за столом, помню даже цвет клеенки, выражение их лиц. Пение для меня — это возможность уйти в прошлое, когда все они еще были живы. Разве мы не хотели бы хоть на минуту вернуться к своим близким людям, сказать, как мы их любим, как скучаем без них?
К сожалению, сегодня наша страна менее культурно-музыкальная, чем СССР, и те песни, которые мы слушали в молодости, могут показаться возрастными, хотя для нас в то время существовал «Битлз», «Роллинг Стоунз», «Лед Зеппелин», «Песняры». Мы одинаково впитывали и классику Георга Отса и эстраду «Песняров». Пение для меня – это реализация потребности, отдых.
Существует такое выражение, что в каждом творчестве есть Бог. Метафорически говоря, когда поешь, словно с Богом беседуешь…

— Судя по выпущенным дискам, предпочтение отдается не модному шансону, а консервативным русским романсам. Почему?
— Не только романсам. Я записал более 200 песен, и все они будут представлены на моем сайте Gregory-songs.ru. Это песни 50,60,70-х годов, произведения Высоцкого, Окуджавы, Визбора. Есть эстрада, русские народные, духовные песни. В выборе песен я всеяден, как медведь. Основной критерий для меня – это красота мелодии и смысл текста. Конечно, «не по годам и не по летам» сегодня мне исполнять песни «Роллинг Стоунз», но современные мелодии, в том числе Лепса, мне нравятся, и я их пою. Романсы – это небольшая, но самая лучшая часть моего репертуара. Русский романс – уникальное явление в мировой культуре. Мы не можем сказать, что есть американский, английский романсы. Русский романс и неаполитанские песни – это отдельно стоящий пласт культуры. Я благодарен судьбе, что она подарила мне любовь к этому песенному жанру.

— Кто для Вас – образец подражания в песенном творчестве?
— Мы все кому-нибудь подражаем. Так уж мы устроены. Даже Пушкин в некоторых своих произведениях писал: «подражание Андре Шенье». Я понимаю, что невозможно подражать Энрико Карузо, Лучано Паваротти, Федору Шаляпину. Иногда у себя я слышу нотки, которые есть в голосах известных певцов. Мне об этом говорят те, кто слушал мои произведения. Песню надо пропеть тысячу раз. И когда ты ее тысячу раз пропеваешь, она становится отшлифованной. Ты сам себе устанавливаешь правильные настройки и потихонечку корректируешь исполнение песни.
Как-то я слушал интервью с нашей великой певицей Людмилой Зыкиной. Она сказала, что некоторые песни, чтобы вжиться в них, она пропевала по 500 раз. Людям, которых Бог особо не пометил в вокальных способностях, это надо делать тысячи раз. Никакое искусство звукорежиссера не заменит тяжелого труда исполнителя. Подражать нужно, прежде всего, в желании трудиться, как известные певцы, слышать песню, как они слышат ее.
— Исполнитель всегда запоминается, когда в его песнях есть внутренняя драматургия. Человек слушает песню и вместе с исполнителем проживает маленькую жизнь. Некоторые песни слушаются легко, другие вызывают эмоции. Например, Ваш романс «Любовь и разлука» исполнен с большим чувством…
— Каждый спетый романс я внутренне пережил. Я стараюсь услышать песню, пропустить ее через себя. Каждому слушателю очень близок какой-нибудь романс. Кому-то «Белой акации гроздья душистые..», другим «Любовь и разлука», «Я встретил вас». Если певец не умеет пережить состояние души героя романса, лучше не браться за его исполнение. Это называется механическим пианино. В чем сложность исполнения романса? Ты выплескиваешь себя. Словно кожу с себя снимаешь. Это для меня не очень комфортное состояние, поскольку я не профессиональный певец. Но романс по-другому спеть нельзя. Общество наше не очень культурное и если искренне петь, значит нужно в песне рассказывать о себе. Не каждый найдет в себе силы для этого. Я к этому отношусь настороженно, но желание оставить после себя хорошие песни пересиливает это состояние.
— Вы записали более 200 песен, выпустили 11 дисков. Насколько исполнение их безупречно? Можно ли их спеть по-другому или все что записано дорого как память и не поддается критике?
— Конечно, любой специалист в моих песнях найдет массу погрешностей. Самый главный критик для себя – я сам. Огромное количество замечаний я имею сам к себе, но надеюсь, что у меня достанет времени на их исправление.
— Как бы Вы назвали свой голос – тенор, бас, баритон, альт?
— Думаю, его можно назвать баритональным басом. Хотя иногда звучат теноровые нотки. Песню «Соловьи, не тревожьте солдат» я спел тенором. Но в этом больше заслуга моего преподавателя, педагога Березниковского музыкального училища Елены Генриховны Черешневой, которая расширила мой голос в сторону теноровых нот.

— Какие существуют критерии при выборе. У Вас нет блатных и попсовых песен. Это осознанный выбор?
— Мне трудно себе представить, как я буду петь попсу, типа, «Ветер с моря дул нагонял беду». Разумеется, мне не чужды песни с дворовой романтикой. Среди них есть неплохие и по содержанию, и мелодике.
— Вы увлекаетесь и церковным православным песнопением. Насколько он труден?
— Православное песнопение – очень сложный жанр. Эти произведения писали величайшие композиторы. Нередко в студии с моими друзьями- звукорежиссерами одну ноту мы перепеваем десятки раз. Но духовные песни очень интересны и пока я живу, я буду над этим работать.
— Как удается совмещать бизнес и пение?
— Очень трудно. Поэтому я нашел такой прием: время в пути использую для репетиций. Вставляю диск с фонограммой и начинаю разучивать песню. Еду и говорю скороговорки, пропеваю отдельные ноты. Со стороны может показаться, что в машине едет сумасшедший. Мои водители с пониманием относятся ко мне и терпят мои путевые репетиции, за что я им благодарен. Для хорошего исполнения необходимо, чтобы в одной точке сошлись жизненные позиции: настроение, обстоятельства. Трудно петь романсы, когда еще и финансы их «поют»; когда невозможно в банке получить кредит, не получается одно, второе, третье… Состояние души очень важно. В моменты, когда все не сходится в одной точке, творчество почти невозможно. Но я всегда стараюсь сопротивляться обстоятельствам и исправлять их в лучшую сторону.

Владимир МИРОВ
На сайте «Песни и романсы в исполнении Григория Неясова» (www. Gregory-songs.ru.) можно скачать любые песни, а также заказать диски с автографом и пожеланиями автора. Телефон для контактов: 8-922-235-20-60

Читайте также: