Преосвященный епископ Иринарх: «Мы должны жить по справедливости, по правде»

Просматривая личные архивные записи, порой находишь публикации, не потерявшие за минувшее десятилетие, актуальности и новизны. Таким мне кажется интервью с Его Преосвященством, Преосвященным Иринархом, епископом Пермским и Соликамским.

— Ваше Преосвященство, что значит для Вас Бог? Нередко приходится слышать, что для одних Бог – информационное поле, для других некая субстанция, третьи землю олицетворяют с божеством…
— Человек несет в себе две сущности: духа и плоти. Если ангельский мир — это духи, то человек соединяет в себе дух и плоть. Дух – это душа человеческая, которая бессмертна. По природе своей она родственна ангелам. А плоть родственна нашему видимому сотворенному миру, а точнее — животному миру. Человеческая плоть, соединенная с бессмертной душою, отличается от всего тварного мира наличием в человеке разума и свободы воли. Поэтому и называют человека венцом творения и, одновременно, образом и подобием Божиим. Подобие Божие в человеке – категория нравственная – которая есть прежде всего праведность и ее необходимо обрести в себе путем духовного созидания.
А Бог для православного христианина — прежде всего Живая Личность. «Бог есть Дух», — сказано в Евангелии. В этих словах содержится мысль о том, что бытие Божие отлично от нашего материального бытия. Но человек содержит в себе некий образ Божественного бытия, который выражается наличием в человеке разума и свободы воли, не имеющих никакого отношения к материи.
С Богом человек общается прежде всего в молитве, с которой он ежедневно обращается к Богу. Человек, как венец творения, общается со своим Творцом как любящий сын общается с Любящим его Небесным Отцом. Многие побывавшие в состоянии клинической смерти свидетельствуют, что тот Свет, который они видели перед собой, исходил от Личности и Личность эта была исполнена Любви. И в Евангелии также сказано, что «Бог есть Любовь». Божественная Любовь — основа всех деяний Божиих в нашем несовершенном и сотворенном мире.

— Значат ли что-нибудь для Вас научные теории, исследующие существование Бога. Все чаще ученые, изучая Вселенную, говорят о том, что она не могла возникнуть просто так?
— Мы говорим, что Вселенную сотворил Бог из ничего. В еврейском варианте Библии сказано: «Вначале сотворил Бог небо и землю», — здесь употреблен глагол «сотворил», который означает, что Бог «сотворил небо и землю» из ничего. Второй раз этот глагол употребляется, когда Бог сотворил жизнь, как принципиально новое творение, которого до этого не было на земле. И в третий раз этот же глагол употреблен в словах, которые повествуют о сотворении человека разумного: « И сотворил Бог человека, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Здесь также содержится повествование о новом творении, отличном от того, что было сотворено Богом ранее.
Существует точка зрения, что материя это и есть «ничто», находящееся в движении. Я не буду вдаваться в физику, ибо существуют и другие мнения. Но суть здесь в том, что Бог сотворил Вселенную из ничего. И структуру этого «ничего» должны исследовать не богословы, а ученые …
В конце концов, ученые сами должны прийти к единому пониманию, откуда началась наша Вселенная. Но для меня ближе всего теория «большого взрыва», потому что Вселенная как творение Божие не может быть безначальной — Безначален один только Бог. И в первой главе Библии сказано: «Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою». Дух Божий как бы «вливал» некую силу в сотворенную Богом мертвую материю, которая должна была также по повелению Божию произвести сначала животную, а потом и разумную жизнь на земле.

— Боитесь ли Вы смерти и отчета перед Богом?
— Человеку присущи три основных инстинкта: питание, продление рода и самосохранение. Страх смерти – это прежде всего проявление инстинкта самосохранения. Если человек боится смерти — это нормально. Плохо, когда страх смерти становится паническим, когда человек становится рабом этого страха. Но даже панический страх смерти можно ослабить, когда человек ведет праведную жизнь, когда он общается с Богом в молитве. Многие святые угодники ожидали того дня, когда наступит день смерти и они соединятся с Богом. И это вовсе не означает, что в них отсутствовал страх смерти. Он был просто ослаблен и был не способен помешать им с внутренним миром в душе встретить свой смертный час.
Любой человек страшится приближения того дня, когда он предстанет пред Богом и даст отчет за прожитую им жизнь. Ибо в церковном песнопении сказано: «нет человека, который бы пожил на земле и не согрешил». И день тот для каждого есть Страшный Божий Суд. Мы должны жить по правде Божией. Человек должен в праведности выполнять свою миссию на земле.
У верующих бывает разный страх смерти. Кто-то боится «загробных котлов с кипящей смолой». Однако высшее проявление страха Божия – это сыновняя любовь к Своему Творцу. Если сын любит отца, то он не из-за страха боится его. Он просто настолько любит отца, что опасается чем-либо обидеть его, боится нанести ему душевную травму. Вот таким должен быть настоящий страх Божий в человеке.

— Ваше Преосвященство, скажите, есть грехи, за которые не будет прощения?
— Хула на Духа Святого не простится ни в этом веке, ни в будущем. Отцы Церкви понимают под хулой самоубийство. Жизнь дана человеку Богом. Господь дарует жизнь человеку и только Он может ее забрать. Человек, который налагает на себя руки, совершает грех против Духа Святого – против «Жизни Подателя», как об этом сказано в молитве.

— Все чаще от рук преступников гибнут безвинные люди, и, если на все на земле воля Божия, то почему Бог допускает гибель ни в чем не повинных людей и их не успевших согрешить детей?
— Часто люди говорят, что «без воли Бога не упадет ни один волос с головы». Но если мы откроем Евангелие, то прочитаем, что «у человека все волосы на голове сочтены». Но там не сказано, что ни один волос без воли Божией не упадет.
Человек, как было сказано выше, есть образ и подобие Божие, и как образ Божий одарен свободой воли. В падшем состоянии (то есть в состоянии греховности, в которой мы находимся) человек сохранил свободу выбора: у каждого имеется возможность по собственному выбору сотворить доброе дело или злое. Если делаем доброе дело, тогда это соответствует воле Божией. Если делаем злое, то это как раз против воли Божией. Все, что в мире творится злое – это против воли Божией.
Есть и невинные страдания. Скажем, родился ребенок с церебральным параличем и он на всю жизнь обречен страдать, а родившая его мать, пока жива, обречена «носить на руках» свое дитя. Это невинное страдание, ибо кто действительно невиновен и безвинно страдает, так это дети, родившиеся больными. Но эти страдания тоже можно понять. Может быть Господь, глядя на невинные страдания, до сих пор терпит грехи миллионов грешников и не дает погибнуть нашему миру, о котором сказано: «мир во зле лежит».

— Мне думается, что пока в России не будут восстановлены храмы, ни о каком нравственном развитии народа говорить не приходится, потому что видеть брошенный храм, все равно, что спокойно наблюдать за тем, как совершается насилие над беззащитными людьми…
— Разрушенный храм — это всегда свидетельство разрушенности души человеческой. Во все сложные исторические времена, когда народ обращался к Богу, все начиналось с возрождения и восстановления души человеческой. Параллельно этому шло возрождение старых и строительство новых храмов. Если храм полон народа и в нем кипит духовная жизнь — это свидетельствует о внутреннем возрождении души человека. Если храм, пусть даже и красивый, пуст, он утрачивает жизнь и становится мертвым. Это тоже свидетельство о душе человека. Поэтому до тех пор, пока мы не увидим, что весь народ обратил свои взоры на храмы, и до тех пор, пока власти не начнут помогать возрождению этих храмов, у нас не будет настоящего возрождения Руси.
Нравственность без религии не может существовать. Если нет Бога, то можно делать что угодно. Неверующий думает так: если я завтра умираю и на этом заканчивается моя жизнь, то ради чего я должен страдать? А религиозный человек ожидает за гробом и воздаяние и бесконечную жизнь. Поэтому и нравственные категории и религиозные стоят у него на первом месте и определяют собой всю его жизнь.
Также нельзя доводить страну и народ до того, чтобы люди попирали свои храмы. Попрание Святынь никогда не прощается и все без исключения народы искупали этот грех только своей кровью.

— Опыт европейских стран говорит о том, что есть способы в сравнительно короткие сроки восстановить разрушенные же государством церкви. Для этого нужно ввести временный небольшой целевой налог на восстановление храмов.
— Это вполне возможно. В Германии, например, при трудоустройстве каждый сообщает о принадлежности к той или иной конфессии, и у него из зарплаты вычитается определенный процент на развитие Церкви, к которой он принадлежит.

— Если бы в России появилась такая инициатива, Вы бы отнеслись к этому с одобрением?
— Храмы возводились для народа и народ сам должен их содержать. К сожалению, наше законодательство не готово к такой инициативе. После богоборческих времен бывшего Советского Союза мы еще долго не придем к такому законодательству.

— У нас, в Березниках, планируется построить еще две церкви. На фоне невосстановленных церквей в Прикамье, не кажутся ли эти планы непомерно амбициозными?
— Я полагаю, что в Березниках мало будет даже десяти храмов. В Перми, например, храмы открыты, но их тоже очень мало и в большинстве своем они расположены в старой части города. А ведь в каждом районе должна быть своя православная церковь. Религиозное чувство есть у каждого человека и оно требует удовлетворения. А вне Церкви человек легко может впасть и в фанатизм, и в сектантство, и в религиозный экстремизм.
В Березниках, особенно на фоне католического костела, необходимо срочно строить несколько храмов. Безусловно, немецкие католики имеют право молиться так, как молились их предки. Но и мы должны в таком случае позаботится о том, чтобы православные люди в своих православных храмах также свободно могли исповедовать веру своих отцов.

— Почему так активны в России тоталитарные секты?
— Если у нас человек пришел в храм, он может купить свечку или иконку, а может и не покупать, может по собственному выбору пожертвовать на храм, а может и не пожертвовать. Если он пожертвует, мы скажем ему спасибо. Если нет — тоже хорошо, ибо если он пришел в храм, то он нуждается в слове Божьем.
Если вы пришли в секту и вам помогли материально, то вы никогда не выйдите из нее, не заплатив денег за оказанную Вам помощь. Подчас у человека нет достаточных средств и он остается закабаленным в сетях сектантства. Порой люди дарят сектам свои квартиры и становятся в буквальном смысле зависимыми от руководителей тоталитарных и экстремистских сект. Это огромный приток денег. Это своего рода «продуктивный» бизнес под прикрытием религиозности.

— Вы получили медаль «Союза казаков». За какие заслуги?
— Я восстанавливал бывший полковой храм 1-го Донского имени генералиссимуса А.В.Суворова казачьего полка на Ходынском поле в городе Москве. Это единственный в Москве бывший полковой казачий храм.

Беседовал Владимир ПОТЕХИН

Читайте также: