Будущее — за нравственным обновлением

За последние два-три  года общественное мнение признало (для меня это всегда было очевидным) – обществу нужны нравственные ориентиры и соответственно нравственное воспитание  школьников необходимо.  К сожалению, в девяностые и нулевые годы у нас сформировались эгоистичные  ценности: деньги превыше всего. Получение доходов за счет ущемления интересов других – главное для молодого человека.

Конечно, в последнее время мы много стали слышать слов «патриотизм», «ценности»… Но пока слова остаются лишь словами. У нас не исчезала коррупция, хищения из бюджетов. Нужно  прилагать усилия по всей вертикали власти, начиная с «головы», чтобы в обществе стали главенствовать патриотизм, уважение к труду, забота о близких…

Школа – только один из субъектов воспитания, к тому же авторитет учителя во многом оказался утрачен. Нужны примеры нового, нравственного отношения к окружающим, нужно даже власти по-другому относится к проблемам людей: без формализма, ответственно. Безусловно, за пару лет трудно ожидать кардинальных  преобразований. Но движение в сторону нравственного обновления общества начато и, надеюсь, оно необратимо…

Олег КОВАЛЕВ,

Депутат Законодательного Собрания Пермского края

Образование

Давайте обсудим

Державность, патриотизм, свобода

Сегодня перед школой поставлена цель: содействовать духовному обновлению общества

По мнению министра образования и науки Российской Федерации Дмитрия Ливанова, в 2016 году будет запущена масштабная модернизация общего образования — основная и старшая школа переходят на новые стандарты.

О том, каким должно быть современное образование, ученые и педагоги, политики и  практики, спорят  давно.  И, пожалуй, ни одна отрасль в стране не подвергается так часто реформированию, как народное образование. Вот и сегодня важно после очередной модернизации сохранить в «системе новых стандартов», помимо традиционных ценностей – получения навыков и умений — такие элементы образования, как патриотизм, нравственность, уважение к окружающим, заботу о ближнем.

Какого человека воспитывает современная школа?

Перед школой сегодня поставлена цель: содействовать духовному обновлению общества. Сформулирована необходимость посредством воспитания изменять деформированную при тоталитарном режиме психологию нации, формировать у нее ценности, соответствующие идеалам демократии, самоуправления, прав и свобод человека, плюрализма.  Главным принципом современного образования и воспитания становится опора на культурные традиции, признание значения духовных ценностей в формировании нравственности человека.

Современная социокультурная ситуация в России характеризуется, как показывают результаты исследований, системно — нравственным кризисом, который проявляется, в первую очередь, в «размывании» традиционных ценностей, таких, как родина, долг, семья, труд, знания, в искажении их содержания и подмене их меркантильными, индивидуалистическими псевдоценностями. Противостоять негативным социокультурным влияниям может система воспитания, актуализирующая нравственные традиции, связанные с историей и менталитетом Российского общества.

Какие нравственные идеалы нужны современной школе?

Главную задачу воспитания кратко можно определить как передачу подростку норм нравственности, норм жизненных установок, дающих ему возможность в любой жизненной ситуации сохранять нравственное отношение к окружающему миру.

Что утверждает чувства человека и его душевные качества, что определяет отношение человека  к окружающему миру и самому себе?

Бесспорным является один единственный ответ: нравственный идеал человека. Именно он и есть главный первоисточник мотивации поступков человека, формирования его жизненных вкусов и устремлений. Для каждого человека и для каждой эпохи существует свой нравственный идеал.  То, что было идеалом в прошлом может казаться современникам аморальным. Например, для многих сегодня нравственный идеал — это порядочность и патриотизм. На мой взгляд, это ведущие моральные качества современного человека.

Социальный идеал общества

Сегодня сложилась ситуация, жить при которой стало невозможно ни бедным, ни богатым. Именно поэтому идея порядка овладела массами, инициировав поиски так называемой национальной идеи, активизировался интерес к поиску первооснов российской государственности, к попыткам возродить и сохранить исконно национальные ценности и идеалы. Обретение Россией духовной сущности виделось на основе разработки цементирующей общество идеологии, базирующейся на переосмыслении таких ценностей, как державность, патриотизм, свобода.

Отказ от идеалов советской эпохи, неудачная прививка либеральных ценностей привели к идейному и нравственному нигилизму, охватившему массовое сознание и поведение людей.

Российское общество из «квазисоциалистического» превратилось в «квазикапиталистическое», причем по всем параметрам, знакам и качествам. К пережиткам неизжитого «реального социализма» добавляется проблема преодоления пережитков уже появившегося «варварского капитализма».

С признанием человека в качестве высшей ценности непосредственно связано представление о справедливости, которое в российском сознании выступает как основополагающий критерий оценки общественной и личной жизни. Если для западного общества исторически первопричиной социального отношения субъекта к миру и фундаментальной ценностью стала личная свобода, то для российского сознания — справедливость. В массовом сознании она укореняется в значении «социальной справедливости», носительницы «правды человеческих отношений», своего рода неписаного критерия законности и легитимности власти.

Социальный идеал общества, который необходимо и возможно создать в России на базе органического синтеза социалистических, либеральных, а также элементов консервативных ценностей, — это идеал свободного человека в справедливом и солидарном обществе.

Ради чего живут?

Это важный философский вопрос. И ответить на него хотел бы философской притчей.

Один человек в детстве был очень дружен со стариком–соседом. Но время шло, появился колледж и увлечения, затем работа и личная жизнь. Каждую минуту молодой мужчина был занят, и у него не было времени ни вспомнить о прошлом, ни даже побыть с близкими.

Однажды он узнал, что сосед умер – и неожиданно вспомнил: старик многому научил его, стараясь заменить мальчику погибшего отца. Ощутив свою вину, он приехал на похороны. Вечером, после погребения, мужчина зашел в опустевший дом покойного. Все было так, как и много лет назад…

Вот только маленькая золотая коробочка, в которой, по словам старика, хранилась самая ценная для него вещь, исчезла со стола. Подумав, что ее забрал кто-то из немногочисленных родственников, мужчина покинул дом.

Однако через две недели он получил посылку. Увидев на ней имя соседа, мужчина вздрогнул и открыл коробку. Внутри лежала та самая золотая коробочка. В ней оказались карманные золотые часы с гравировкой: «Спасибо за время, что проводил со мной».

И он понял — самым ценным для старика было время, проведенное со своим маленьким другом.

С тех пор мужчина старался как можно больше времени уделять жене и сыну.

Жизнь измеряется не количеством вдохов. Она измеряется количеством моментов, которые заставляют нас задержать дыхание. Время утекает от нас каждую секунду. И его нужно тратить прямо сейчас.

Задумайтесь ради чего вы живете?!!! Спасибо всем вам, за те минуты, которые вы подарили мне, прочитав эту притчу!
И низкий поклон вашим родителям!!!

Виктор ГОЛОВАНОВ, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель Российской   Федерации, главный научный сотрудник ФГБНИУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» РАО

 Мнение

Нравственные идеалы современной школы

Сейчас наше общество подошло к пониманию того, что мы как граждане, государство должны заниматься воспитанием детей, создавать для этого необходимые условия. В основе работы современной школы – введение образовательных стандартов, главной основой которых является концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В самой концепции определены те нравственные идеалы, которые должны формироваться в современной школе: патриотизм, гражданственность, семья, социальная солидарность.

Важно понимать, что для формирования нравственных идеалов и ценностей школе необходима помощь других социальных субъектов – участников воспитания: семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ и, в первую очередь,общественных организаций в лице детско-юношеских движений. Именно поэтому в этом году особо внимание государства к созданию и полноценной работе Российского движения школьников- это, с одной стороны, воссоздание традиций внешкольного воспитания детей, которые были в Советском Союзе, но уже на внеидеологической основе.

Важно научить молодых людей многим практически важным вещам — лидерству, способности работать в команде, реализовывать совместные проекты, вовлекать в социальные практики. Делать это в рамках школы неправильно и неэффективно, поэтому мы рассматриваем Российское движение школьников и уже существующие детские объединения (ДИМСИ в Березниках, ЧАДО в Чайковском и другие, которые стали соучредителями регионального отделения Российского движения школьников), как внешкольную систему воспитания и социализации молодого поколения.

Дмитрий  Жадаев, начальник управления дополнительного образования, воспитания и молодежной политики Министерства образования и науки Пермского края.

С чего начинается путь к нравственности

Нравственность — одно из условий существования и развития  современной школы и нашего государства. Ни красивые дома и  стадионы не украсят жизнь человека, не сделают ее по-настоящему ценной, если он безнравственен, если  не вырос патриотом города, края, своей страны. Только нравственность, вера в Бога дает возможность раскрыться человеку во всей          полноте. Если мы не будем  в школах читать основы православной веры,  культуры – истоков нашей нравственности,  мы потеряем детей. Православие и российская культура – неразделимы: говоря о культуре народа, мы рассказываем о православии.

В Пыскоре на базе бывшей коррекционной школы  мы создаем Обитель милосердия, в которой во взаимной любви и уважении  будут жить  старики, учиться и  воспитываться  дети. В комплексе будет располагаться дом престарелых и дети-сироты. Старики станут  помогать детям, дети – старикам. С уважения к родителям, старшим, пожилым людям начинается путь ребенка к  нравственности.

Благочинный храмов Березниковского округа

Игумен Софроний

 


Комментарии для сайта Cackle

Читайте также: