О будущем России

Сегодня формируются новые механизмы, которые позволят решить  проблемы подготовки педагогических и инженерных кадров

20 мая на площадке регионального отделения  Общероссийского общественного движения «Народный       фронт «За Россию» в Пермском крае состоялся  «круглый стол»  «Эффективность системы подготовки инженерных и педагогических кадров» в рамках деятельности рабочей группы «Образование и культура, как основы национальной идентичности».

Без инженеров и педагогов не будет развитой экономики

По солидарному мнению участников «круглого стола» актуальность заявленной темы связана с тем, что на рынке труда в Пермском крае давно и устойчиво сохраняется тенденция старения и  дефицита инженерных и педагогических кадров.  В течение последних лет наблюдается несоответствие спроса и предложения рабочей силы. Руководители предприятий отмечают, что дефицит кадров не позволяет им решать инновационные задачи. Между тем, согласно указа Президента Российской Федерации,к 2020 году требуется создать 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест.

По мнению начальника отдела по развитию высшего образования и науки Министерства образования и науки Пермского края Анны Бочаровой, для педагогических учреждений, в том числе и дошкольных, суммарная потребность достигает 50 тысяч специалистов. На сегодняшний день заявленная работодателями потребность в инженерных и рабочих кадрах в Березниках составляет 18,83% потребности Пермского края в целом. Если место Березников в экономике региона сохранится, то  в текущем году ожидается незначительное (порядка 0,5%) снижение общей потребности в инженерных и рабочих кадрах в связи с неблагоприятной экономической конъюнктурой, однако в 2016-2017 гг. можно ожидать положительной динамики потребности в инженерных и рабочих кадрах, обусловленной постепенным восстановлением экономической активности. При этом общее увеличение потребности в инженерных и рабочих кадрах по сравнению с 2014 годом составит чуть менее 1% (около 330 рабочих мест).

Информация по педагогическим вакансиям в городе Березники следующая: наиболее востребованными являются воспитатели в ДОУ (36 человек), музыкальные руководители (3 чел.) и инструкторы по ФИЗО (7 человек). В школах наиболее востребованы учителя начальных классов, английского языка, физики. Также имеются вакансии учителей других предметов.

Положительная тенденция в том, что  сокращается количество вакантных мест педагогических работников с 7 процентов  периода 2012 года до 2 процентов 2014 года.  Связано это с тем, что  педагогам и инженерам за последние несколько лет существенно  подняли зарплату. Как отметил директор МАОУ «СОШ № 36» Александр Колчанов,  когдав образовании и промышленности  появилась достойная зарплата –  в институты пошли уже другие,  мотивированные  на профессию абитуриенты, прекратился порочный  круг селекции от худших к худшим.

Чтобы школьники захотели стать инженерами

Потребность в   специалистов будет расти. Экономике региона не хватает порядка 340 тысяч инженерных кадров. Для решения кадрового вопроса предлагаются различные варианты: от радикальных – распределения выпускников, как в советское время, до заключения индивидуальных контрактов.  Но эффективного способа привлечения молодых специалистов на предприятия до сих пор нет.  Напротив, одаренные выпускники вузов  продолжают уезжать работать за       рубеж. Заместитель председателя комитета по социальной политике Законодательного Собрания Пермского края Дарья Эйнсфельд    в своем выступлении отметила, что нужно создавать центры компетенции – своего рода кластеры, куда входят детские сады, школы, профессиональные учреждения, техникумы, высшие учебные заведения, предприятия. Есть и удачный отечественный опыт. Так, в  Свердловской области по поручению губернатора Евгения Куйвашева разработана и принята концепция областной программы  «Уральская инженерная школа». Программа ставит конкретную задачу, чтобы школьники захотели стать инженерами.  Среди 30 мероприятий программы – развитие олимпиадного движения, грантовая поддержка.

Компьютерная революция прошла мимо

Советская система была эффективной, но в 90-х годах произошло изменение  тренда в соотношении и количестве выпускников в пользу гуманитарных специальностей.

Алексей Заболотных, директор ЗАО «Академия Бизнес Решений» считает, что подготовка и воспитание инженерных кадров —  одна из востребованных задач  высшей школы. Развитие экономики идет путем последовательной и постепенной смены технологических укладов. Правительство ставит задачу – перейти в шестой технологический уклад развития экономики, в котором отчасти находятся развитые страны.  Нынешний пятый уклад характеризуется развитием атомной энергетики, микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии животных, аэрокосмической промышленности. Кстати, компьютерная революция конца 80-х и 90-х годов   прошла мимо нашей страны. В это время СССР переживал стадию горбачевской перестройки. Поэтому  сегодня мы полностью зависим от импортных комплектующих.  Экономика шестого уклада будет связана с нетрадиционной космической энергетикой, космическими технологиями, нанотехнологиями, генной инженерии животных и человека.

К сожалению, многое из эффективного советского опыта подготовки кадров забыто.По мнению, эксперта регионального отделения ОНФ в Пермском крае, президента НП ВПО «Прикамский социальный институт», Заслуженного работника высшей школы РФ, профессора, Николая Захарова, дополнительное образование сократилось в десятки раз. В советское время во Дворце пионеров дети могли попробовать свои силы в различных кружках. И это была своего рода профориентационная работа.

О том, что надо активнее заниматься пропагандой рабочих и инженерных профессий в оборонных отраслях говорил заместитель генерального директора по персоналу ОАО «Протон ПМ» Андрей Шишкин.  Многое меняется в лучшую сторону. Так, сегодня есть возможность талантливым выпускникам институтов проходить альтернативную службу в научных ротах при предприятиях. Такой опыт внедряет оборонное предприятие «Уралвагонзавод».

Ценные предложения

Подводя итоги работы «Круглого стола», член регионального  штаба ОНФ Елена Шлыкова сказала:

— Очень важно не потерять ценные предложения.  Специально созданная рабочая группа должна их тщательно изучить, а затем представить для рассмотрения  региональным и федеральным органам власти. Два часа, которые  мы провели за «круглым столом» пролетели незаметно. Это говорит о том, что тема была интересна, она не оставила равнодушной никого. Итог обсуждений: формируются новые механизмы, которые позволят решить  проблемы подготовки педагогических и инженерных кадров. От этого зависит будущее России.

По итогам работы «круглого стола» были приняты предложения для региональных органов власти. В том        числе:

— Разработать в регионе кадровую политику;

— Ввести контрактную систему для выпускников бюджетных мест СПО и вузов;

— Внести в Программу поддержки среднего и малого бизнеса финансирование профориентации и дуального образования;

— Разработать проект закона о предоставлении налоговых  льгот предприятиям, участвующим в реализации программ профориентации;

— Министерству образования Пермского края в целях модернизации системы СПО и ВО для обеспечения региональных потребностей в высококвалифицированных кадрах, расширения научных исследований, направленных на решение задач социально-экономического развития региона разработать пилотный проект «Программа развития СПО и ВО Пермского края» на 2016-2020 гг.

Владимир ПОТЕХИН

Фото предоставлено пресс-службой регионального отделения ОНФ


Комментарии для сайта Cackle

Читайте также: