Кедр особого назначения

Не доезжая трех километров до отворота на деревню Никулино, на обочине трассы Березники – Пермь стоит одинокий кедр – достопримечательность окрестных населенных пунктов. Особенность его в том, что дерево стало местом паломничества водителей — дальнобойщиков и жителей ближайших деревень. Считается, что кедр, если на его ветку повязать какую-нибудь тряпочку, обязательно принесет удачу: водителям благополучную дорогу, домохозяйкам – мир и достаток в дом.

 Почему строители не  спилили кедр?

Тысячи тряпок полощутся на ветру на ветках столетнего кедра, отчего издали он напоминает мифическое существо, раскинувшее руки в полуистлевших белых одеждах. Чего только нет на дереве! Повязывают носовые платки, ветошь, шарфы, скатерти, пакеты, оплетку от кабеля с надписью «осторожно кабель!». Кто-то даже умудрился к самой макушке дерева привязать хоккейную клюшку с длинной белой лентой.
Странно, но при возведении дорожного полотна строители пощадили этот кедр, хотя из-за близости к трассе его надо было бы спилить. А когда-то на этом месте, через который проходил царский тракт, стояла деревня Коробатово, и каждый хозяин считал своим долгом посадить около дома кедр. Так что, когда вы едете по трассе, то встреченный вами этот кедр и другие одинокие столетние патриархи лесов – это все, что осталось от прежних хуторов времен Столыпинской эпохи, когда тысячи российских мужиков бросились осваивать огромные просторы Пермского края.
Когда мы подходили к кедру, нам настречу попался мужчина, по виду местный житель. От ответов, что это за кедр и зачем на него вешают тряпочки, дипломатично уклонился, хотя незадолго до этого что-то руками поправлял на дереве.

От дерева в лес ведет хорошо протоптанная тропинка, но времени на прогулку до дальней деревни у нас не было. Впрочем, было ясно, что если и есть в этом месте приверженцы священных деревьев или как их называют ученые тотемов, то рассказывать о том, почему они наряжают кедр, не будут.

— Начальство не устает нам говорить: «уберите вы с кедра все тряпки, они портят эстетический вид. По трассе, бывает, ездят и высокие московские гости!».
На это лесничий Никулинского лестничества с истинно лесной фамилией Владимир Кедров не менее решительно отвечает: «Не я вешал, не мне и снимать. Если люди хотят быть счастливыми, зачем мне мешать им?»
Впрочем, в селе Никулино более сдержанно относятся к поклонению дереву.

Мастер леса Николай Нефедов рассказал прозаическую историю «откуда пошел миф о счастливом дереве».

Чтобы встретился покладистый инспектор ГИБДД

В Никулино жил Павел Ерофеев, человек ничем особо не примечательный. Как все работал, в праздники праздновал. Однажды в начале 1990 года, когда только сдали в эксплуатацию трассу Пермь-Березники, за какой-то надобностью потребовалось ему идти в Челву. Был он, слеп на один глаз и, как рассказывают, к тому же еще и нетрезв. Как раз напротив кедра его смертельно травмировал автомобиль. После похорон семья покойного в знак памяти о погибшем на ветке кедра повязала рушник. Тоже самое впоследствии сделали некоторые сердобольные селяне. Традицию продолжили жители из других сел. Не прошло и года, как все нижние ветви кедра оказались повязанными разноцветными платочками. Постепенно стало считаться, что если к кедру привязать какой-нибудь матерчатый предмет, то он непременно принесет удачу.
Поэтому нередко здесь останавливаются водители, народ, как известно, суеверный. Взяв тряпки поярче, лезут как можно выше, прося у кедра покладистого инспектора ГИБДД, дорог без поломок и бандитов. При возвращении процедура с дарами повторяется.
Возможно, здесь уместна такая восточная мудрость. Однажды Ходжа Насреддин поспорил с одним бухарцем, что через год горожане будут поклоняться его башмакам. Тот не поверил. Заключили пари. Ходжа зарыл башмаки в песок и в течение год давал нищим по монетке, лишь бы только они молились на бархане у зарытых башмаков. Другие, видя, как странствующие дервиши-нищие творят молитву, решили, что это место свято и сами стали ходить в пустыню. Когда же через год, Ходжа решил выкопать ботинки из бархана, ему не дали это сделать, посчитав, что он хочет надругаться над «святым» местом.
Впрочем, прав поэт: «ах, обмануть меня нетрудно, я сам обманываться рад…»

Память о языческой вере

На самом деле все не так однозначно просто. Очевидно, почитание кедра – реликтовые остатки языческой веры, когда-то широко распространенной по всему Уралу. Когда-то на заре человечества древние люди хоронили своих близких на больших деревьях, просто привязывая их сучьям. В растительный культ многих народов входили представления о священных, счастливых деревьях. Такие деревья, по мнению научного сотрудника Пермского государственного университета Светланы Королевой, хорошо сохранились у коми-пермяков. Они растут вне леса и усадьбы, где-нибудь на опушке леса, на горке, в поле. Их охpаняли, огpаждали, укpашали лентами, эти деpевья нельзя было pубить. У вогулов, Пеpмской губеpнии два вооpуженных человека постоянно стоpожили огpомную лиственницу.
Под священными дубами у славян пpоходили все важнейшие события — собpания, свадебные обpяды, суды. Женщины pазвешивали на ветвях венки, бусы из желудей и пpосили: «Дай нам, великий, силы pожать так легко и обильно, как ты pожаешь своих детей».
В Гpеции дубовая ветка символизиpовала силу, мощь и знатность pода. Дубовыми венками нагpаждались самые хpабpые воины. До сих пор в петлицах высших офицеров вооруженных сил, в том числе и России, — веточки дуба. Наиболее известный образ древа жизни представлен в книге Бытия: «И произрастил господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая и дерево познания добра и зла».
За сдиpание коpы со священных деpевьев по дpевнегеpманским законам гpозило свиpепое наказание: пpеступнику вскpывали живот, пупок пpигвождали к деpеву и веpтели осужденного вокpуг деpева до тех поp, пока все его внутpенности не наматывались на ствол. Целью наказания, очевидно, была замена меpтвой коpы чем-нибудь живым, исходящим от пpеступника.

С точки зрения науки

Самое парадоксальное в том, что в просьбах о счастье к «священным» деревьям, может быть частица смысла. Дело в том, что американский эксперт-криминалист Клив Бакстер в 1965 году, проводя эксперименты, документально зафиксировал возможности сверхчувственного восприятия растений. Совершенной фантастикой выглядели результаты опытов, в ходе которых Бакстер установил, что растения обладают даже определенной «памятью на лица»! В ходе эксперимента его ассистент постоянно травмировал подопытные растения, обрывал листья или другими способами причинял им вред. Затем этот человек некоторое время не появлялся в лаборатории, но ее постоянно посещали посторонние люди. Показания самописцев при них оставались нейтральными. Когда же рядом с испытываемыми растениями вновь появился «злобный» ассистент, реакция цветов на него оказалась столь бурной, что у экспериментаторов не осталось сомнений: растения «узнали» своего мучителя!

P.S.

Однажды, видимо, по распоряжению  властей (светских или церковных) у кедра спилили нижние сучья, на которые местные жители и водители привязывали ленточки. Но это не остановило тех,  кто, рискуя собственной жизнью, добирается о самой верхушки  кедра и к ней привязывает свои амулеты.
Владимир ПОТЕХИН

 


Комментарии для сайта Cackle

Читайте также: